Дорожная техника: разновидности, характеристики и назначение

03.09.2024

Дорожная техника (дорожно-строительные машины) – несколько групп специальной техники, которая используется при строительстве автомобильных дорог и других асфальтированных территорий, а также для обслуживания, ремонта и демонтажа асфальтобетонных покрытий.

Под понятие «дорожная техника» подходят все машины, которые задействуются при строительстве, ремонте или обслуживании автомобильных дорог:

  • 1. Устройство конструктивных слоев дорожной подушки;
  • 2. Укладка и уплотнение асфальтобетонных смесей;
  • 3. Ремонт дорожного полотна;
  • 4. Создание дорожной инфраструктуры;
  • 5. Подготовка территорий;
  • 6. Доставка различных материалов;
  • 7. Проведение грунтовых работ;
  • 8. Обслуживание дорог;
  • 9. Производство и транспортировка бетонных смесей.

Стоимость укладки асфальта будет ниже, если дорожно-строительная компания располагает собственным парком спецтехники. Если же подрядчиком выступает небольшая компания, не имеющая собственной техники, придется нести дополнительные расходы на аренду машин.

Как классифицируется дорожная техника

Дорожно-строительная спецтехника делится на категории, в зависимости от назначения машин:

  • 1. Дорожная техника для укладки и обслуживания асфальтобетонного покрытия;
  • 2. Техника для работ с грунтом;
  • 3. Техника для подготовки территории;
  • 4. Спецтехника для благоустройства и обслуживания дорог;
  • 5. Техника для транспортировки материалов;
  • 6. Машины для изготовления и перевозки бетонных смесей.

При этом дорожная техника может иметь специализированное или универсальное назначение. Например, асфальтоукладчики или заливщики швов имеют узконаправленный функционал, тогда как самосвалы или экскаваторы используются для решения множества задач в различных отраслях.

Дорожная техника для укладки и технического обслуживания асфальтовых покрытий

Данная техника используется непосредственно для укладки, уплотнения, ремонта и обслуживания асфальтобетонного дорожного полотна. Сюда можно отнести как крупногабаритную тяжелую спецтехнику, так и дополнительное ручное оборудование.

Крупногабаритная дорожная техника

Что входитНазначение
АсфальтоукладчикиУкладка асфальтобетонной смеси с равномерным распределением, а также первичное уплотнение.
Дорожные каткиРазравнивание и уплотнение асфальтобетонной смеси (катки подходят и для других материалов).
Дорожные фрезыСнятие асфальтобетонного покрытия, дробление асфальтобетона до определенных фракций.

Дополнительное ручное оборудование

Что входитНазначение
ГудронаторыРавномерное распределение вяжущих материалов по горизонтальной плоскости.
Заливщики швовЗаливка и герметизация швов, трещин, расслоений и расколов асфальтового покрытия битумным составом.
КомпрессорыОчистка трещин, выбоин, ям и других областей от мусора, пыли и влаги.
Отбойные молоткиРазрушение асфальтобетонного покрытия или других твердых материалов.
ВиброплитыУплотнение асфальтовых смесей на небольших площадях, когда нет возможности использовать дорожный каток.
ДругоеТары для переноса битума, тележки для транспортировки сыпучих материалов и т.д.

Как правило, под термином «дорожная техника» подразумеваются именно крупногабаритные машины, а не ручное оборудование. Поэтому стоит уделить дополнительное внимание асфальтоукладчикам, дорожным каткам и дорожным фрезам.

Асфальтоукладчики

Асфальтоукладчик представляет собой сложную дорожно-строительную технику, предназначенную для нанесения, распределения и первичного уплотнения асфальтобетонных смесей. Современные асфальтоукладчики способны контролировать толщину и скорость укладки, а также поддерживать необходимую температуру асфальтовой смеси.

Принцип работы асфальтоукладчика:

  1. В специальный отсек (приемный бункер) поступает асфальтобетонная смесь. Как правило, сразу из кузова самосвала.
  2. Далее смесь перемещается в шнековую камеру внутри укладчика.
  3. При помощи шнеков смесь равномерно распределяется по поверхности.
  4. С помощью специальных плит происходит разравнивание и первичное уплотнение.

Также в процессе укладки происходит инфракрасный нагрев смеси перед укладкой, чтобы обеспечить необходимую для высокой адгезии температуру.

Классификация асфальтоукладчиков

Ширина укладкиСтандартные диапазоны:100-300 см;200-450 см;250-750 см;300-900 см;300-1200 см.
Асфальтоукладчики с небольшой шириной укладки используются для территорий с малой площадью, включая тротуары и асфальтовые дорожки. Такие машины отличаются небольшими габаритами и высокой маневренностью.

Асфальтоукладчики с большой шириной укладки больше подходят для асфальтирования крупных площадей, включая широкие автомобильные дороги. Имеют большие габариты и вес.
Тип ходовой частиГусеничные варианты отличаются высокой производительностью и возможностью укладки асфальта на большую ширину. Чаще всего используются при строительстве автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос аэродромов и крупных площадей.

Существуют 2-х и 4-х опорные варианты. Современные гусеничные асфальтоукладчики имеют резиновые звенья (или резиновые накладки на звеньях), благодаря чему удается избежать повреждения покрытия, обеспечить мягкость хода, повысить скорость движения и увеличить сцепление.Колесные автоукладчики, как правило, имеют небольшую или среднюю производительность и ширину укладки. Это позволяет сократить габариты, что делает возможным использование данных машин для асфальтирования небольших участков, включая тротуары и придомовые территории.

Кроме того, колеса обеспечивают высокую скорость движения и маневренность. Существуют двух-, трех- и четырехосные варианты, в которых одна-две оси являются ведущими.
Объем укладки (тонн в час)Производительность: до 450 т/ч;
Вес: до 6 тонн;
Ширина укладки: 100-350 см.

Маневренные модели, идеально подходящие для асфальтирования небольших территорий.Производительность: 250-700 т/ч;
Вес: 6-10 тонн;
Ширина укладки: 200-500 см.

Универсальные машины, подходящие для большинства городских объектов.Производительность: 700-950 т/ч;
Вес: более 10 тонн;
Ширина укладки: 300-1200 см.

Крупногабаритная дорожная техника, применяемая для асфальтирования больших площадей.
Второстепенные параметрыТолщина укладки, скорость движения и укладки, разновидность приема сырья, объем бункера, мощность машины, способ нагрева смеси.

Дорожные катки

Каток – дорожная техника, предназначенная для уплотнения различных материалов, включая асфальтобетонные смеси, щебень, песок и грунт. Уплотнение производится за счет большого веса машины, который передается через основной рабочий элемент катка – валец (цилиндрический элемент, заменяющий колеса). В некоторых случаях эффективность уплотнения повышается за счет вибрационного воздействия.

Классификация дорожных катков

Способ передвиженияПрицепные – не имеют собственного движка, передвигаются в сцепке с транспортным средством. Сегодня практически не встречаются.Самоходные – за счет наличия двигателя способны передвигаться самостоятельно. Развивают более высокую скорость, а также имеют хорошую маневренность и комфортабельность.
ВесЛегкие (до 6 т) – используются для пешеходных территорий, на которые не будет оказываться высокого внешнего воздействия.Средние (6-10 т) – задействуются при строительстве большинства городских автомобильных дорог.Тяжелые (свыше 10 т) – применяются для территорий, которым требуется максимальное уплотнение асфальтобетона. Также используются для трамбовки щебня.
Вид вальцовГладкие – гладкие металлические цилиндры, предназначенные для уплотнения асфальта.Пневматические – пневматические колеса, предназначенные для уплотнения асфальта.Сегментные – гладкие металлические цилиндры, имеющие сегменты на ободе. Назначение – уплотнение асфальта.Кулачковые – цилиндрические вальцы, отличающиеся большим количеством выступов. Назначение – трамбовка грунта.Компакторные – узкие вальцы цилиндрической формы, имеющие относительно небольшое количество выступов. Назначение – трамбовка грунта.Решетчатые – гладкие вальцы, имеющие металлическую решетку. Назначение – трамбовка грунта.Особые – комбинация нескольких типов вальцов. На сегодняшний день изготавливаются только под заказ.
Количество вальцовОдновальцовые – с одной стороны располагается валец, с другой колеса.Двухвальцовые – вальцы расположены с обеих сторон (ведущим может быть один или оба).Трехвальцовые – имеют 3 вальца.
Тип уплотненияСтатическое – уплотнение производится только за счет массы машины.Вибрационное – кроме статического давления оказывается вибрационное воздействие через вальцы. Наиболее эффективный вариант.

Самоходные дорожные фрезы

Современная дорожная фреза представляет собой крупногабаритную дорожно-строительную спецтехнику, основным назначением которой является правильный демонтаж асфальтобетонного покрытия. Фрезеровочная дорожная техника оснащается специальным барабаном и другими конструктивными элементами, что позволяет аккуратно снимать покрытие на заданную глубину, а также производить дробление на определенные фракции с последующей сортировкой.

Классификация самоходных дорожных фрез

ЛегкиеХодовая часть: чаще колесная;
Вес: до 7,5 т;
Ширина фрезерования: 60 см;
Максимальная глубина фрезерования: 21 см.
ТяжелыеХодовая часть: гусеничная;
Вес: до 30,3 т;
Ширина фрезерования: 200 см;
Максимальная глубина фрезерования: 32 см.
Вид фрезерного барабанаЧерновой – для грубого фрезерования, имеет небольшое количество резцов. Стандартный – универсальный тип барабана, имеющий вдвое больше резцов, чем черновые варианты. Чистовой – предназначен для тонкого фрезерования, имеет повышенное количество резцов. Микрофрезерный – имеет очень большое количество резцов, используется для повышения шероховатости покрытия. Специальные барабаны: V-образный: для водоотводных каналов; Круговой: для фрезерования вокруг люков; Узкий: для нарезки швов.

«Дорожная техника для фрезерования покрытия может быть как самоходной, так и прицепной или навесной. Однако наибольшей эффективностью и производительностью отличаются именно самоходные дорожные фрезы, за счет чего альтернативные варианты практически не встречаются»

Раньше в ассортименте дорожников был лишь метод горячего фрезерования, который предполагал предварительный нагрев асфальтобетона, что исключало повторное использование материала.

На сегодняшний день используется метод холодного фрезерования, который не требует предварительного нагрева покрытия, а также позволяет эффективно использовать снятый и измельченный асфальтобетон, превращая его в асфальтовую крошку.

Техника для работ с грунтом

Дорожная техника для проведения грунтовых работ представлена следующими машинами:

  1. Бульдозеры – срезание и передвижения грунта и сыпучих материалов;
  2. Экскаваторы – рытье и перемещение грунтов и сыпучих материалов на короткие расстояния в диапазоне 10-15 м;
  3. Грейдеры – планировка грунта (срезание, выравнивание);
  4. Скреперы – послойная резка грунта и его транспортировка на дистанцию до 5 км.

Также экскаваторы могут использоваться для дробления асфальтобетона, однако качество подобного мероприятия будет существенно уступать демонтажу асфальта с помощью холодного фрезерования.

Техника для подготовки территории

Дорожная техника данной категории предназначена для расчистки местности перед началом проведения работ:

  1. Кусторезы – ликвидация кустов и мелкого леса;
  2. Корчевальные машины – ликвидация пней, стволов, остатков кустарников, крупных камней и т.д.;
  3. Машины с «гидравлической лопатой» – спецтехника для пересадки деревьев;
  4. Рыхлители – разрыхление мерзлого грунта.

Расчистка местности при помощи данной спецтехники позволяет в короткие сроки расчистить площадку от посторонних элементов, а также исключить будущее прорастание растений сквозь конструктивные элементы дорожной подушки.

Кроме того, существует перечень ручного механизированного оборудования, которое может дополнить работу вышеприведенной техники. Это может быть измельчитель для кустарников и дерева, ручной корчеватель и прочее.

Дорожная техника для благоустройства и обслуживания

К данной категории дорожно-строительной техники принято относить машины для создания дорожной инфраструктуры, а также коммунальную спецтехнику для обслуживания автомобильных дорог.

КатегорияПеречень
Для создания инфраструктурыМашины для забивки стоек барьерного ограждения (сваебойные машины); Машины для нанесения дорожной разметки.
Коммунальные машиныПодметально-уборочные; Поливомоечные; СнегоуборочныеСнегопогрузчики. Фронтальные погрузчики; и другое.

Техника для транспортировки материалов

Для транспортировки многих материалов, используемых в дорожном строительстве, применяются привычные всем самосвалы:

«Самосвал – дорожная техника универсального типа, предназначенная для перевозки и выгрузки различных материалов. Основной особенностью подобных грузовых машин является саморазгружаемость кузова»

В зависимости от интенсивности укладки асфальтовой смеси используются самосвалы разной грузоподъемности – чем выше производительность асфальтирования асфальтоукладчиком, тем выше должна быть грузоподъемность самосвала. Это связано с тем, что асфальтобетонные смеси подаются в бункер асфальтоукладчика сразу из саморазгружаемого кузова (самосвал следует перед укладчиком во время асфальтирования).

Современные самосвалы разделяются на 4 категории грузоподъемности:

  1. Низкая – до 2 000 кг;
  2. Средняя до 6 000 кг;
  3. Повышенная – до 14 000 кг;
  4. Особо высокая – свыше 14 000 кг.

При укладке асфальта чаще всего используются ~10-тонные самосвалы – в большинстве случаев этого достаточно, чтобы обеспечить бесперебойную подачу в бункер асфальтоукладчика.

Машины для изготовления и перевозки бетонных смесей

Бетонные дороги, несмотря на высокие эксплуатационные характеристики, плохо переносят морозы, а также серьезные перепады температур – подобные обстоятельства приводят к быстрому растрескиванию бетона. Это серьезно ограничивает возможность сооружения бетонных автодорог на территории России, так как постоянное разрушение бетона будет требовать постоянного и недешевого ремонта.

Поэтому дорожная техника для производства и транспортировки бетонных растворов по большей части используется при сооружении различных зданий, нежели при строительстве автомобильных дорог.

Дорожная техника для бетонных смесей

Бетоносмеситель обыкновенный (бетономешалка)Оборудование, предназначенное для приготовления бетонных смесей.
АвтобетоносмесительГрузовой транспорт с вращающейся емкостью для транспортировки бетона.
АвтоцементовозГрузовой транспорт для перевозки цемента на расстояние до 300 км.
БетононасосМашина с устройством, позволяющим осуществлять прием и непрерывную подачу бетонной смеси.